Подписка на информационный дайджест

Вы можете подписаться на ежемесячный дайджест, заполнив форму.
Раз в месяц Вы будете получать письмо, которое включает:
- информацию о ключевых инвестиционных продуктах Калужской области
- подборку экономических новостей региона
- актуальные социально-экономические показатели
- свежий номер издания «Вестник» в формате PDF
Данные успешно отправлены
Обратная связь для инвестора
...

КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ - ЭТО БУДУЩЕЕ ЭКОНОМИКИ

Оксана  Коваль, исполнительный директор кластера авиационно-космических технологий полимерных композиционных материалов и конструкций. 

Чем обусловлена необходимость  создания кластера?

К формированию кластера нас привела сама жизнь. Причин тому несколько.

Во-первых, говорится об инновациях много, а конкретные результаты пока едва заметны. Именно поэтому, начиная с 2010 года, среди компаний с госучастием власти проводят политику «принуждения к инновациям», прежде всего, посредством разработки различных госпрограмм. В рамках реализации этих программ крупные компании должны способствовать внедрению инноваций, вести открытую политику, обеспечивающую взаимодействие с малыми предприятиями, т.е. следовать,  так называемой, концепции «открытых инноваций». Экономически она выгодна всем участникам процесса. Крупные компании, такие как ОНПП «Технология» в процессе проведения НИОКР получают большое количество сопутствующих разработок, реализация которых на собственных производственных площадях не оправдана экономически. Оптимальной таких для разработок является схема коммерциализации за пределами предприятия. Как вариант можно передать права на интеллектуальный продукт сторонней малой фирме. Вывод из бизнеса активов, не связанных с основной деятельностью, помогает сократить затраты, оптимизировать структуру персонала, повысить производительность труда, рентабельность инвестиций и прибыльность. В свою очередь малые фирмы получают доступ к высокотехнологичным разработкам, увеличивают оборот и прибыль.

Во-вторых, — это повышенное внимание к развитию отрасли композиционных материалов. В 2012 году, Президент России в ходе заседания Совета по модернизации экономики и инновационному развитию заявил о необходимости формирования индустрии композиционных материалов. Композиты — это уже шестой технологический уклад, новая технологическая парадигма. Та страна, которая первой «укротит» шестую технологическую волну, и станет мировым лидером. Т.е. композиционные материалы — это будущее экономики. Надо сказать, что в 80-х годах по данному направлению наша страна занимала  одно из ведущих мест в мире наряду с США и Японией. Сегодня же на долю России приходится всего 0,3–0,5% рынка.  Отрадно, что сегодня уже разработана дорожная карта, на федеральном уровне принят ряд госпрограмм и других нормативных документов, стимулирующих развитие отрасли. 

 

Оказывается ли какая-то поддержка кластеру на региональном уровне?

Да, Правительство Калужской области активно помогает нашему кластеру: методически, информационно-консультационно и финансово. В основном через  АИРКО. В частности были выделены средства на разработку программы развития кластера до 2020 года. Сейчас рассматривается возможность финансирования бизнес-миссий и проведение обучающих семинаров.

 

Фактически кластер создан в 2014, с инициативой о его формировании ОНПП «Технология» выступило в 2013 году, наверное, идея пришла еще раньше… Какова  сегодня структура кластера, в каком направлении он будет развиваться? 

Сегодня кластер объединяет порядка 20 предприятий и организаций Калужской области. Помимо «ОНПП «Технология», которое является якорным предприятием, в него входят ведущие обнинские и калужские научно-производственные объединения, инновационно-технологические предприятия, научно-исследовательские и учебные  центры. Мы планируем, что к 2020 году количество резидентов кластера вырастет до 35, а на предприятиях и в организациях, входящих в кластер будет работать 6400 специалистов. 

Что касается развития, то в соответствии со Стратегией до 2020 года, кластер будет развиваться по шести основным направлениям. Это развитие научно-производственного потенциала, кооперация предприятий и межкластерное партнерство, инфраструктурное развитие, реализация программ подготовки кадров, международное сотрудничество, взаимодействие с институтами развития и    отраслевыми сообществами.

 

Какие перспективы у композитных материалов в промышленности, в каких  сферах возможно их использование?

В отношении развития композитной отрасли в настоящее время рассматриваются следующие направления роста: железнодорожная отрасль, производство стеклопластиковых труб, сельскохозяйственной техники, химически стойких изделий. Также  предприятия кластера  примут  участие в ряде  проектах по импортозамещению.  

Основными преимуществами полимерных композиционных материалов по сравнению с традиционными являются существенно меньший вес при более высокой прочности и жесткости. Кроме того, эти материалы более технологичны при производстве изделий. Они используются в самых различных сферах. Причем не  только в таких высокотехнологичных отраслях, как авиа- и ракетостроение, но и в машиностроении, судостроении, энергетике, строительстве,  при производстве  медицинской техники и даже спортивных сооружений и инвентаря.

 

Как Вы считаете, что принесёт области создание кластера?

Кластер АКОТЕХ будет играть роль одного из существенных двигателей инновационного развития всей области. К 2020 году предприятия кластера увеличат выручку от продаж инновационной продукции из полимерных композиционных материалов почти до 10 млрд. руб. Это позволит достичь суммарного объема отчислений в бюджеты всех уровней в сумме не менее 1,6 млрд. руб. в год. До 2020 года будет создано дополнительно около 500 высокотехнологичных рабочих мест с выручкой на 1 работника, превышающей средние показатели по отрасли. Доля  инновационной продукции на предприятиях кластера достигнет 65%, что обеспечит   конкурентоспособность на российском и зарубежных рынках.  Кроме того, работа предприятий кластера — это трансфер высоких авиационно-космических технологий в гражданские сектора экономики: строительство и ЖКХ, транспортную инфраструктуру, транспортное машиностроение,  спорт и др.

 

Поделиться: